rusiank (rusiank) wrote,
rusiank
rusiank

Покой душам вашим, православные витязи, за веру и отечество при взятии Казани положившие живот свой…

Оригинал взят у zoberman в Покой душам вашим, православные витязи, за веру и отечество при взятии Казани положившие живот свой…
Originally posted by soratnik_81 at Покой душам вашим, православные витязи, за веру и отечество при взятии Казани положившие живот свой…
Оригинал взят у cas1961 в Покой душам вашим, православные витязи, за веру и отечество при взятии Казани положившие живот свой…
 Покой душам вашим, православные витязи, за веру и отечество при взятии Казани положившие живот свой…

Предлагаем вашему вниманию фрагменты двух книг архимандрита Гавриила (Воскресенского) 1833 и 1840 гг. с обширным комментарием историка. Особый интерес представляет первый фрагмент – "Имена победителей и прочих особ…", по сути представляющий "выжимку" из древнего синодика. Все, кто его прочитают в эти октябрьские дни, фактически произнесут поминальную молитву по павшим воинам.



Бысть в лето 7060 (1552), Православный Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич, всея Русии Самодержец, собрав все свое Христолюбивое воинство, с Божиею помощию и вооружився всеоружеством Честнаго и Животворящаго Креста, и иде бранию на град Казань за Святыя церкви за многопролитие Христианския крови, и за великую свою обиду, и за многую Татар измену и великую их неправду; и прииде ко граду с множеством войска Августа в 22 день, и облеже его, и стоя дней сорок два, и зело великую победу на неверных сотвори, град Казань Божиею помощию зело храбрственно взя, и людие Казанстии, иже в граде вси избиени быша, и ни един от них не избысть, разве жен и детей; токмо Царя Едигера и с ним трех Татаринов живых руками яша; прочии же, иже в граде жены и дети вси пленени быша Русскими вои, и Русскаго плену многое множество, от полону число до шестидесят тысяч. Бысть же сия Божия помощь и великая победа на враги Благочестивому Царю Иоанну в начало лета 7060, месяца Октября во 2 день Воскресный, на память Святых Мучеников Киприана и Устины; и повеле Царское знамя прияти и место очертити монастырю ту быти во имя Успения Божия Матери и всех Святых и иде из ставки во град Казань со святыми кресты и иконы, и созда ту церковь Святых Мученик Куприана и Устины в един день, и град православием просвети, и всю Казанскую землю покори, и Святыя церкви многи в славословие Божие воздвиже и с великою победою и славою здрав о Христе в своя возвратися в Царствующий град Москву, на свой Царский Богом порученный ему престол, и тако ко Господу отъиде.

Ему же Казанскаго Царствия Победителю и Христианския веры Насадителю вечная память.

На той же брани под градом Казанью доблественне храбствовавшим и усердно в подвизании пострадавшим и убиенным: Князю Дмитрию Ивановичу Микулинскому, во иноцех Дионисию, Михаилу Афанасьеву, сыну Брудкову-Гендоурову, Андрею Григорьеву сыну, Тепринскому, Григорию Ишутину сыну, Изъединово, Тферичем, вечная память.


На той же брани убиенным: Князю Петру Никитичу Щепину-Оболенскому, Димитрию Иванову сыну, Чулкову, Ивану Борисову сыну, Жирову-Заборовскому, Игнатию Прокопьеву сыну, Константинову, Бежечаном, Леонтию Борисову сыну, Шушерину, во иноцех Леониду, Феодору Сурвацкому, Володимерцем, Володимеру Васильевичу Полеву, во иноцех Вениамину, Григорию Михайлову сыну, Турову, Стефану Васильеву сыну, Путилову, в иноцех Павлу, Костромичам, вечная память.

Григорию Борисову сыну, Ступишину, Вологжанину Ивану Иванову сыну, Протопопову, Можаинину, Василью Фуникову сыну, Прончищеву, Тулянину, Семену Иванову сыну, Белянину, во иноцех Сергию, Данилу Иванову сыну, Мячкову, во иноцех Никону, Юрьевцу, вечная память.

Стефану Григорьеву сыну, Зюзину, Суздальцу Артемию Матвееву сыну, Кашкарову, Григорью Кирову сыну, Непейцину, Меньшину Феодорову сыну, Супоневу, Галичанину, Игнатию Игнатьеву сыну, Беклемишеву, Димитрию Иванову сыну, Чечерину, Ивану Дементеву, Михайлу Павлову, Гаврилу Андрееву, сыну Федяеву, Козличем, вечная память.

На той же брани избиенным: Григорью Яковлевичу Федцову, Семену и Андрею Васильевым, детям Змеева, Ивану Алексееву, сыну Змееву, Ивану Терентьеву сыну, Осорину, Никите Семенову сыну, Кологривову, Феодору Глебову сыну, Челищеву, Ивану Михайлову сыну, Калачеву, Второму Антонову, сыну, Григорову, Калужаном: Юрью Алексееву сыну, Колтовскому, Дементию Чернышеву сыну, Змееву, Дионисию Васильеву сыну, Темирязеву, Петру Перетрутову, Павлу Михайлову сыну, Муромцову, Коломничем: Ивану Тимофееву сыну, Хметевскому, во иноцех Иову, Далмату Головину Обобурову, Дмитровцам, вечная память.

Якову Александрову сыну, Лихареву, Григорию Андрееву сыну, Татаринову, Улану Димитриеву сыну, Животову, Ивану Шуе Феодорову сыну, Тевяшеву, Алексею Тимофееву сыну, Мерлееву, Ерму Бандикову, Никите Федорову сыну, Кашину, Федору Истомину сыну, Животову, Федору Симонову, сыну Григорову, Денису Терентьеву сыну, Губину, Ивану Семенову сыну, Лодыжинскому, Шарапу Ширяеву, сыну, Срезневу, Семену Александрову сыну, Брехову, Скрыпу (*) Иванову сыну, Толшанову, Игнатию Иванову сыну, Голтлеву, Третьяку Иванову сыну, Полозову, Никуле Иванову сыну, Вальцову, коширяном, Мартьяну Васильеву сыну, Клешнину, Боровитину, вечная память.

Титу Андрееву сыну, Кикину, Федору Кошкину, Тимофею Сюльменеву, Вязмичем: Захарию Иванову сыну, Шишкину, Стефану Шелаеву сыну, Новосильцеву, во иноцех Сергию, Ржевичем: Артемию Иванову, сыну Колтовскому, Феодору Денисьеву сыну, Никите Федорову сыну, Татарову, Торушаном: Иоакиму Бутримову, Петру Михайлову сыну, Анфимову, Еремию Михайлову сыну, Слепушкину, Мине Михайлову сыну, Блудову, Василию Оладину сыну, Алексееву, Павлу Кривопишину сыну, Волкову, Мещеряном вечная память.

Феодору Княж Семенову сыну, Козловскому, Романовцу Григорью Елдашеву сыну, Прокопьеву, Воротынцу, Никите Григорьеву сыну, Совину, Феодору Иоаннову сыну, Борисову, Девятому Григорьеву сыну, Андреянову, Рюме Иоаннову сыну, Апраксину, Третьяку Есипову сыну, Кровкову, Афанасию Иоаннову сыну, Мещеринову, Муромцем, вечная память.

Михайлу и Алексею Васильевым, детям Киселева, Даниилу Иоаннову сыну, Скакухину, Тимофею Феодорову сыну, Копосову, Безстужу Феодорову, сыну Александрову и сыну, его Левкию, Андрею и Григорью Иоанновым, детям Киселевым, Андрею Иаковлю сыну, Кутаринову, Максиму Григорьеву сыну, Кошелеву, Григорию, Ананью сыну, Медоварцеву, Волку Феодорову сыну, Побединскому, Игнатью Алексееву сыну, Андрею, Иоаннову сыну, Иосифу, Михайлову сыну, Киселеву, Муромцам и Стародубцам, убиенным от Казанских Татар на Волге, вечная память.



Гавриле Неклюдову сыну, Бардину, Феодору Афанасьеву сыну, Ордябьеву, Истоме Макарову сыну, Бардину, Мещеряком Кондрату Кипрову, Грибану Иоаннову сыну, Жердинскому, Грибану Григорьеву сыну, Плепальницыну, Кудашу Паполовскому, Темиру Кабалинскому, Иоанну, Феодору и Артемию Феодоровым, детям Морозова, Димитрию Феодорову, сыну Мустинскому, Иоанну Данилову сыну, Скрипову, Есипу Иоаннову сыну, Савалкову и сыну его Памфилу, Никите и Иоанну Мирославовым, детям Головина, Семену, Тимофееву сыну, Якову Подъобедову, Невеже Горликову, Каткину, Козьме Никитину сыну, Сеченову, Нижегородцем вечная память.

Под градом Казанью пострадавшим детям Боярским Великаго Новограда, и убиенным: Иоанну Димитриеву сыну, Теткину, Юрью Истомину сыну, Оникееву, Бежечаном, вечная память.

На той же брани убиенным: Отучью, Матвею Иоаннову сыну, Вислоухову, Сабурову, Даниилу Леонтиеву сыну, Супоневу, Нефеду Русинову сыну, Аврамову, Михайлову Александрову сыну, Косицкому, Андрею Михайлову сыну, Иоанну Павлову сыну, Шепякову, Семену и Григорью Васильевым, детям Заболоцкаго, Тимофею Иоаннову сыну, Кушелеву, Макару Константинову сыну, Кобылину, Роману Семенову сыну, Кобылину, Иоанну Матвееву сыну, Мещеринову, Никите Семенову сыну, Колычеву, Александру Васильеву сыну, Унзарину, Флору Третьякову сыну, Ковезиву, Матвею Матвееву, сыну Земнину, Василью Григорьеву сыну, Назимову Димитрию Данилову сыну, Кушелеву, Нечаю Тетримову, Афанасью Иоаннову сыну, Белосельскому, Иоанну Иоаннову сыну, Сабурову, Иоанну Меньшому сыну, Корину, Мочалу Никитину сыну, Хомутову, Матвею Иоаннову сыну, Зеленину, Каблуку Иванову сыну, Носакину, Никите Иоаннову сыну, Пушилову, Ивану Павлову сыну, Аристотелеву, вечная память.

На тойже брани убиенным: Шалыке Михайлову сыну, Жеребцову, Бестужу Скрипицыну сыну, Скрипицыну, Князю Юрью Княж Андрееву сыну, Кропоткину, Князю Даниилу Княж Феодорову сыну, Селеховскому, Немиру Григорьеву сыну, Ростопчину, Андрею Леонтьеву сыну, Мевницкому, Феодору Иаковлю сыну, Баранову, Юрью Ширяеву сыну, Шишмареву, Григорью Петрову сыну, Арцыбашеву, Михайлу Мишкаву сыну, Бушеневу, Стефану Коротневу, Князю Ивану Княж Димитриеву сыну, Красину-Оболенскому, Феодору Гаврилову сыну, Бабкину, вечная память.

Тихомиру Юрьеву сыну, Пушкину, Иакову Нефедьеву сыну, Щербакину, Тимофею Александрову сыну, Шушерину, Митрофану Елизарову сыну, Дрохову, Феодору Васильеву сыну, Пурикову, Ляпуну Тимофееву сыну, Татаринову, Феодору Алферову сыну, Назимову, Феодору Васильеву сыну, Сарачину, Стефану Петрову сыну, Быковскому, Феодору Третьякову сыну, Евсюкову, Князю Феодору Княж Петрову сыну, Тростенскому, Третьяку Лошакову, Князю Димитрию Белосельскому, вечная память.

Ивану Константинову сыну, Бухвостову, Ивану Григорьеву сыну, Чудову, Лучанину, Афонасью Матвееву сыну, Женевлеву, Псковитину Никите Володимирову сыну, Головину и брату его Науму, Ковраку Корбатову сыну, Корину, Далмату Оксентьеву сыну, Протопопову, Галичаном, вечная память.

Во граде Казани убиенным и всячески нужно скончавшимся, Леонтию Елизарову, Лучанину Епишеву, Ивану Васильеву Санчурскому, Третьяку Солодовцову, Нехорошему Ачкасову, Первому Кашкарову, Ташлыку Смагину сыну, Деглину, Никите Амниеву, Федше Толмачу, Палецкому, вечная память.

Атаманам Казацким: Ивану Тукачевскому, Северге Баскакову, Андрею Кобцеву, вечная память.

Борису Ивановичу Салтыкову, пострадавшему от безбожных Казанцов, вечная память.

Иакову Евстафьеву сыну, Андрееву, Феодору Чуркину, Феодору Баклановскому, Селиванову Васильеву сыну, Тетерину, поборавшим вечная память.

На той же брани избиенным: Феодору Димитрию и Василию Константиновым, детям Садыкова, вечная память.

Михайлу Кузминскому, убиенному на ошитке, вечная память.

Василью Феодорову сыну, Ларионову, Ивану Мохневу, убиенным в Алатехе от Черемис вечная память.

Благоверному Князю Ивану Амашуку Черкаскому, убитому от безбожных Турок за православную веру, вечная память.

Избиенным от нечестивых Татар ради Христовы веры: Ивану, Стефану и Петру вечная память.

И всем Православным Христианам, на тех бранех пострадавшим и всячески нужно скончавшимся, вечна память.

И всем Православным Христианом представльшимся, вечная память. (**)

Примечания:

(*) Иоанн и духовенство не коснулись обычая давать людям имена по их свойствам нравственным; не только простолюдины, но и знатные сановники, считая за грех именоваться Олегами или Руриками, назывались в самых Государственных бумагах Дружинами, Тишинами, Истомами, Неудачами, Хозяинами, единственно с прибавлением Христианскаго отечества. Сей обычай, казался Царю невинным. Карам. Пет. Том. IX. стр. 534. СПб. 1831 издание 3.

(**) Сокращение сего смотри Древней Российской Библиофики в томе 6, стран. 496 и в Прибавлениях к Казанскому Вестнику за 1830 и 1831 годы.

(Дословно воспроизведено по: Историческое описание Казанского Успенского второклассного Зилантова монастыря и Казанского памятника, сооружённого в воспоминание убиенных при взятии Казани вождей и воинов на общей их могиле, с рисунками. Арх. Гавриила. – Казань: Университетская типография, 1840. – С.с. 18 – 26. Частично опубликовано: Елдашев А. Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI – начало XX вв.). – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – С.с. /176/ – 180.)

Из "Слова на день взятия Казани Царём Иоанном Васильевичем Грозным"

(…) Тако разсуждая о действиях истинной любви к Отечеству, мы неприменно соплетаем венец похвал виновнику благоговейнаго нашего собрания блаженной памяти Царю Иоанну Васильевичу Грозному и всему Его победоносному воинству. Хотите ли Сл! подивиться, сколь велик был Царь Иоанн силою молитвы к подателю всех благ Богу? Представьте, как десятилетний Государь с братом своим Юрием при нашествии Саин Гирея молился Всевышнему о спасении России, плакал и в слух народа говорил: "Боже! Ты защитил моего прадеда в нашествие лютаго Темир Аксака; защити и нас юных, сирых! Не имеем ни отца, ни матери, ни силы в разуме, ни крепости в деснице, а Государство требует от нас спасения." Победив врага, воеводы Российские с радостными слезами вещали: "Государь! мы победили твоими Ангельскими молитвами." Отправляется ли Царь в поход против Казани? Благоговейная Анастасия, став на колена, в слух народа молится о здравии, о победе, о славе Супруга. Государь шествует в храм Успения, и по долговременной молитве просит Митрополита и Епископов быть ревностными ходатаями за Россию пред Богом. При каких обстоятельствах пали неприступныя твердыни Казани? В сей самый и притом также воскресный день незабвенного 1552 года при восхождении солнца на безоблачном небе, едва безмолствующий стан Российскаго воинства огласился чтением Евангельских слов от диакона: и будет едино стадо и един пастырь, грянул сильный гром, дрогнула земля, густая тьма покрыла всю Казань; глыбы земли, обломки башен, стены домов неслись вверх в облаках дыма и падали на город. Потом едва диакон пред дверми Царскими на сем самом месте громогласно провозгласил: "да утвердит Всевышний державу Иоанна, да повергнет всякаго врага и супостата к ногам его," раздался новый удар еще сильнее перваго, и тогда полки Российские, воскликнув: с нами Бог! быстро двинулись и заняли крепость. Желаете ли познать каков был Царь в исполнении обязанностей? Представьте, как юный Иоанн управляет многочисленным войском, председательствует в Думе, мудро разглагольствует с послами держав иностранных; как Ангелоподобнаго Адашева облекает в титло своего друга, для благотворения человечеству; как в цветущих летах показует удивительную для старцев проницательность законодательнаго ума, совокупив в единый состав все древние законы и дополнив их новыми; как полагает основание новой России в сих странах, сооружив Свияжскую твердыню; как сыплет злато и сребро достойным сынам отечества, исполняющим его великия предначертания; с какою благосклонностию отдает всю добычу победы витязям, которые, по словам летописцев, сияли ранами, драгоценнейшими алмазов; с какою нежностию заботится о вечном поминовении пред Богом убиенных при взятии Казани воинов в обители, первоначально на сем месте от его щедрот сооруженной! Нужно ли видеть пример готовности к пожертвованию самою жизнию для спасения отечества? "Естьли не удержите врага, вещает Иоанн Воеводам при нашествии Хана Ордынскаго: то заградите ему путь к Москве своею грудью." "Мы не безсмертны, ответствуют воеводы, умрем за отечество." "Хотим, вопиют воины, хотим пить смертную чашу с Татарами за Государя юнаго." Отправляясь против Казанцев Иоанн с твердостию говорил плачущей Анастасии и царедворцам, что он, исполняя долг Царя, не боится смерти за отечество. При осаде Казани двадцати двухлетний Государь, ободряя войско и ублажая Героев, которые падут за веру, торжественно обрекал себя на смерть, для победы и славы Христиан. Мир праху твоему, почивший в Господе Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич! Покой душам вашим православные витязи, за веру и отечество при взятии Казани положившие живот свой! Что была Россия до преславной победы над Казанцами? Она была слаба, – она была устрашаема вероломством Татар, которые жадно пили кровь ея, похищали в плен ея сынов и дщерей, разоряли жилища и храмы, истощали ея сокровища. Что она после того, как Царь Иоанн Васильевич разрушил Казань, разтоптал прелесть Магомета и светом Евангелия просветил Казанское Царство! Несокрушимый, неприступный, величественный колосс, коего нозе железны, грудь адамантова, сердце злато, руце медяны, глава слоновой кости, венчанная приснозеленеющимися лаврами и оливами – колосс, коего тяжестию подавляются все древние и новые враги его. И возвесели Иакова в делех своих и даже до века память его во благословение . (…)

(Дословно воспроизведено по: Слово на день взятия Казани Царём Иоанном Васильевичем Грозным и на освящение храма, сооружённого в Памятнике над могилою православных воинов, за веру и отечество при взятии Казани живот свой положивших, говоренное Казанского Успенского Зилантова Монастыря настоятелем Архимандритом Гавриилом 1832 года Октября 2 дня. – Казань: Университетская типография, 1833. – С.с. 15 – 19.)

Комментарии историка:

А далее по источнику....

Автор - Архимандрит Гавриил (Воскресенский)


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments